Как работает франшиза в бизнесе

Когда молодой предприниматель открывает своё дело, он сталкивается с десятками сложнейших вопросов организации и становления бизнеса: нужно запускать производство нового продукта, продвигать его на рынок, создавать собственный бренд и наращивать имидж, оттачивать технологии, чтобы снизить накладные расходы и пр. На это могут уйти годы, причём конкуренты никакой форы не дадут. Как говаривала сказочная Алиса, только для того, чтобы оставаться хотя бы на месте, приходится бежать. Это и послужило причиной появления такого бизнес-инструмента, как франшиза. Рассмотрим, какие преимущества она даёт предпринимателю, и как работает франшиза в бизнесе.

Простое определение

Франшиза – это, по сути, торговля славой своего бренда. Кроме частички устоявшегося имиджа, бренд передаёт предпринимателю, купившему франшизу, целый комплекс реальных инструментов для построения собственного бизнеса – технологии, права на патенты, корпоративный стиль, включающий дизайн одежды сотрудников и схему взаимоотношений в коллективе.

Макдональдс

Недавно на экраны вышел замечательный фильм, сюжет которого основан на истории становления знаменитой во всём мире сети ресторанов быстрого питания Макдональдс. Как правило, этот пример приводят, когда нужно показать все преимущества франшизы. Состояние бывшего торговца бумажными стаканчиками Рэя Крока, купившего у братьев Макдональдов франшизу ресторана быстрого питания, в конце жизни составляло 600 миллионов долларов. Конечно, такой результат стал возможен лишь благодаря огромной деятельной энергии Крока, перехватившего у братьев идею, технологию и всю инициативу, но факт остаётся фактом: в начале пути лежала франшиза, позволившая бедному коммивояжёру удачно стартовать и развернуться.

Зингер

Вообще-то франчайзинг имеет гораздо более солидный возраст: ещё в 1858 году создатель всемирно известной швейной машинки Исаак Зингер стал продавать лицензии на реализацию своего продукта, поставляя товар, и обучая персонал. Таким образом «франчайзи» (те, кто купил франшизу) получили право использовать все блага «поставщика» бизнес-модели.

Сколько стоит?

Чаще всего покупатель франшизы платит бренду по следующей схеме:

1. При заключении сделки – разовую сумму, именуемую паушальным взносом.
2. Периодические отчисления (раз в месяц или в год), называемые роялти.

У каждого бренда, торгующего франшизами, условия уникальны и могут существенно отличаться, хотя строятся на едином принципе. К примеру, в том же Макдональдсе покупатель франшизы получает право использовать дизайн торговой точки, логотип, стиль корпоративной одежды, меню, технологию производства. Франчайзи, владеющие точками продаж, отчисляют бренду роялти, рассчитываемые как процент от продаж.

Конечно, здесь без долгих рассуждений понятно, чем выгоден такой подход. Своими силами предприниматель был бы в состоянии открыть какую-нибудь блинную или пирожковую, маленькую пиццерию, не имеющую своего имени, чей продукт вызывает большие сомнения. Купив же франшизу у Макдональдса, дело сразу приобретает совершенно иной размах, поскольку фактически открывается ещё один «филиал» мощной сети ресторанов быстрого питания, завоевавшей всемирную известность. Продавать произведенный продукт в большой степени помогает название бренда, корпоративная культура и отточенная технология.

Похожие публикации

Отзывы о "Как работает франшиза в бизнесе"


Оставить Ответ