Противотуберкулезный иммунитет – одна из самых загадочных страниц иммунологии. Долгое время оставалось совершенно неясно, какими способами организм может справляться с микробактериями в тех ситуациях, когда при заражении не происходит заболевание или в случае когда оно может пройти без определенного лечения. Сейчас вопрос о механизмах противотуберкулезного иммунитета достаточно прояснился. Много нового узнали об этой болезни и других за последние годы подробно обо всем здесь http://www.medicinaportal.com/category/health/.
Прививки вакциной БЦЖ
В нашей стране всем детям еще в роддоме проводят прививку вакциной БЦЖ, а затем каждые 6-7 лет до 30 лет – проводят ревакцинацию. В пору детства нынешних 40-50 летних резервуар туберкулезной инфекции в природе был значительно более обширным, чем сейчас. Поэтому люди среднего возраста, а также пожилые практически все знакомы с туберкулезом, тогда как среди молодежи таких людей значительно меньше. У многих взрослых, которые никогда туберкулезом не болели ( или считали себя не больными), при внимательном рентгенологическом исследовании можно найти в легких или лимфоузлах грудины плотные мелкие очажки. Это следы перенесенного первичного туберкулеза, который прошел незамеченным, маскируясь под грипп или простуду и др. болезни. Такие же очажки находят и у излеченных больных. Так вот оказывается, что люди со следами первичного туберкулеза – рентген положительные, преобладают среди заболевших туберкулезом людей в зрелом возрасте.
Что происходит после прививки?
Так что же происходит потом? Активация дремлющих микробактерий, замурованных в очагах или новое заражение? По-видимому, и то и другое. Одно время значение повторного заражения недооценивалось и считалось, что инфицированные люди к нему невосприимчивы. Сейчас эти представления признаны устаревшими. Клинико-бактериологические наблюдения и эпидемиологический анализ убедительно доказывают важное место повторного заражения в возникновении туберкулеза вторичного у взрослых. Одним из доказательств, считается обнаружение у еще не долечившихся пожилых больных лекарственноустойчивых микробактерий. Предполагается, что в пору первичного инфицирования этих больных таких микробактерий просто не было в природе. По выясненным данным реактивизация старых очагов имеет место лишь у 40% больных вторичным туберкулезом, тогда как у 60% заболевание возникает вследствие нового заражения. Эти данные заставляют пересмотреть противоэпидемическую практику и, возможно, распространить опыт об охране здоровья от туберкулеза на все возрасты.
О том, что у людей, имеющих туберкулез, и вакцинированных БЦЖ присутствуют в крови специфические антитела, известно давно. Известно и то, что эти антитела являются скорее свидетелями туберкулезной инфекции, чем активными участниками борьбы с ней.