Причины возникновения дисбактериоза многообразны, но среди них видное место занимают острые кишечные инфекции. Уместно подчеркнуть терминологическое разнообразие диагнозов, используемых в нашей стране (пищевое отравление — употребление в пищу ядовитых продуктов, пищевая интоксикация — наличие в продукте токсичного вещества, попавшего в продукт извне, такого как свинец, пестицид т.д., пищевая токсикоинфекция — наличие в продукте микроорганизма и / или его токсина) в отличие от пищевого отравления, причинами которого могут быть вирусы, паразиты, бактерии, токсичные агенты (грибы, тяжелые металлы, продукты моря), использумого в обиходе в развитых странах. При этом, по статистике CDC, 250 болезней могут передаваться через пищу, обусловливающую заболевания у 48 млн человек в год, из которых 128 тыс. человек нуждаются в госпитализации, а 3 тыс. случаев заканчиваются летально. Интересно, что у 68% больных этиология заболевания не устанавливается, однако в 97% случаев доказано загрязнение рук. Причем большинство больных (79%) заразились в организованных коллективах и только 21% — дома.
Сегодня, даже вне желания, человек ежедневно принимает определенное количество различных фармакологических продуктов, прежде всего антибиотиков, ибо половина всего количества их используется в животноводстве. Эти продукты различных фармакологических групп безусловно действуют на микрофлору организма человека, подавляя ее, а сапрофитные бактерии благодаря им приобретают патогенные свойства, в том числе и антибиотикорезистентность. И как результат, в дальнейшем формируются ассоциативные формы дисбактериоза, более агрессивные, с грубыми структурными изменениями слизистой оболочки ЖКТ, и их глубина зависит от степени тяжести заболевания на фоне дисбактериоза.
Для снижения традиционно применяются пробиотики. Поэтому многочисленные доказательства их клинической эффективности в различных сферах медицины также нельзя игнорировать. Большинство исследователей склоняются к мысли, что пробиотические микроорганизмы не приживаются у конкретного индивидуума, а идут как строительный материал для восстановления / стимуляции собственной микрофлоры, состоящие преимущественно из эубактерий, клостридий и актиномицетов, они уравновешиваются бактероидами, бифидобактериями, лактобактериями или продуктами их обмена.
Существует точка зрения, что принятые перорально пробиотики не приживаются в организме. Но это касается вегетативных форм бактерий. Стоит отметить, что проходит период применения вегетативных форм бактерий у пробиотиков, потому доказано их уничтожение в результате технологических процессов изготовления препаратов и под действием желудочного сока и желчи. Сегодня пытаются использовать препараты в виде спор, или лиофилизированных штаммов, или капсул, чтобы усилить их терапевтический эффект. Также известно, что большинство из введенных в виде пробиотиков в организм человека бактерий достаточно быстро выделяются из организма — подтверждающий факт их генетической чужеродности и невозможности прижиться, с одной стороны, и восстановление собственной микрофлоры при клиническом выздоровлении больного — с другой.
Острые кишечные инфекции
Похожие публикации